Ученый кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Где можно получить профессию ученый?

Чтобы стать ученым необходимо сначала получить высшее образование по выбранной научной области, после чего продолжить обучение в аспирантуре, которая займет еще 4 года с возможностью досрочной защиты. После успешного прохождения подготовки аспиранту присваивается ученая степень – кандидат наук. Для получения высокой степени доктора наук кандидату потребуется еще 3-4 года, хотя иногда он может подготовиться к защите и за год.

В процессе обучения аспиранты и кандидаты должны написать диссертацию, которая и является подтверждением их работы на соискание степени. Также для защиты диссертации потребуются публикации в научных изданиях, количество которых зависит от степени соискателя, а для перехода от кандидата к доктору – признание научного сообщества в виде разрешения руководить научной работой аспирантов.

В России почти при каждом учебном заведении присутствует аспирантура на разных факультетах. Получение степени в престижном ВУЗе является показателем более высокого уровня квалификации ученого. Из списка лучших российских университетов для обучения можно выделить:

  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Ученые степени в порядке возрастания

Ученые степени в нашей стране отличаются от других видами, названиями, иерархией, а также тем, как присуждают научные степени в разных странах. Для любых отраслей наук и специальностей в европейских странах применяется трехступенчатая иерархия академической карьеры. В порядке возрастания элементы ее классификации выглядят следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр;
  3. Доктор философии.

Уровень «доктора философии» значит не пример отдельной отрасли знаний, а обобщает их в целом. Ступень доктора философии за рубежом является высшей из списка ступенью академической карьеры ученого и представляет собой аналог ученой степени российского доктора.

Под учеными степенями в России понимают двухступенчатую градацию этапов академической карьеры. Список видов в порядке возрастания российских научных ступеней:

  1. Кандидат наук;
  2. Доктор наук.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Востребованность и заработок

Рассуждать о том, что талантливые ученые всегда нужны и востребованы, нужды нет, это очевидно. Проблема в том, что в России многое противоречит здравому смыслу, поэтому хороший исследователь может запросто оказаться не у дел, а зарплаты у светил отечественной науки не идут ни в какое сравнение с оплатой труда их коллег из развитых стран. Большие деньги (опять же по нашим меркам) получают разве что те ученые, которые перешли на административную работу и возглавляют исследовательские институты, научные центры, учебные заведения. Их зарплаты могут превышать 100 тысяч рублей в месяц, а вот оклад «рядового» профессора в удаленном от центра России регионе часто не дотягивает и до 30 тысяч. Многое зависит и от области науки, в которой специалист работает. В России есть перечень приоритетных направлений, которые государство финансирует наиболее интенсивно: разработка оружия, ядерная энергетика, исследование космоса, нанотехнологии и т. д. Естественно, наличие или отсутствие государственной поддержки напрямую влияет и на зарплаты сотрудников: ученый специалист из нефтегазовой отрасли наверняка будет получать намного больше, чем его коллега, занимающийся исследованием древнерусской литературы. Так или иначе, в России наука явно не та область, куда стоит идти ради заработка.

Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021

На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

  1. «Доцент» сокращается как «доц.».
  2. «Профессор» — «проф.».
  3. «Кандидат» — «канд.».
  4. «Доктор» — «д-р».

Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

Макс Планк


Макс Планк Наиболее известные : постоянная Планка, третий закон термодинамики. Награды: Нобелевская премия (1918), медаль Лоренца (1927).

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк был одним из основателей квантовой механики. Его работа стала основой, на которой основана современная физика элементарных частиц.

Макс Планк родился в выдающейся семье. Он преподавал математику и астрономию в очень молодом возрасте, а также был опытным в области музыки. Возможно, его наиболее значительным вкладом в физику является закон излучения черного тела, который многие считают основой квантовой механики.

Мария Кюри

Пьер и Мария Кюри в лаборатории Наиболее известные : Обнаружение радиоактивности. Награды: Нобелевская премия 1903 г. (физика) и 1911 г. (химия).

Мария Кюри была Чудо-женщиной науки. Она проводила новаторские исследования не в одной, а в двух научных областях. Родился в Варшаве, Польша, воспитание Кюри было тяжелым, потеряв большую часть своих семейных состояний во время польского восстания 1865 года.

Кюри, вместе со своими двумя сестрами, преподавали в основном дома их отцом, который был уважаемым учителем своего времени. Повзрослев, она заключила договор со своей сестрой Брониславой, в котором они согласились помогать друг другу материально в своих академических поисках.

В 1891 году она переехала во Францию, чтобы учиться в Парижском университете. Там она вскоре встретила своего мужа Пьера Кюри, который сам был выдающимся физиком.

Заинтригованная открытием Анри Беккерелем урана и его рентгеновских излучений в 1869 году, Кюри решила продолжить изучение этого вопроса в своей докторской диссертации. Она смогла определить, что все, что вызывает эти таинственные выбросы, происходило на атомном уровне. Ее исследование было важным шагом на пути к поиску гораздо меньших форм материи.

Кюри со своим мужем обнаружили два радиоактивных элемента; полоний и радий. В 1903 году Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию, и единственной женщиной, получившей ее дважды.

Архимед (287 — 212 гг. до н. э.)

Архимед — древнегреческий ученый из Сиракуз.
Считается, что его отец был математиком и происходил из благородной семьи.

Архимед учился в египетском городе Александрии, где располагалась знаменитая Александрийская библиотека — центр науки и образования. После учебы он увлеченно занимался астрономией и стал первым ученым среди своих современников, предположившим, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.

Изобретения ученого принесли много пользы его Родине, облегчая борьбу с врагами: боевые машины Архимеда раз за разом спасали Сиракузы. До самой старости Архимед занимался математикой и работал над новыми открытиями. Он погиб от рук солдата из армии Марка Клавдия Марцелла, поскольку отказался выходить к противникам, пока не закончит расчеты.

Важнейшие открытия ученого:

  • закон Архимеда (описание силы, которая действует на тело, погруженное в жидкость);
  • предложил систему записи сверхбольших чисел;
  • изобрел «Архимедов винт» — винтовой насос;
  • разрабатывал методы вычисления площади различных фигур. 

Где можно получить профессию ученый?

Чтобы стать ученым необходимо сначала получить высшее образование по выбранной научной области, после чего продолжить обучение в аспирантуре, которая займет еще 4 года с возможностью досрочной защиты. После успешного прохождения подготовки аспиранту присваивается ученая степень – кандидат наук. Для получения высокой степени доктора наук кандидату потребуется еще 3-4 года, хотя иногда он может подготовиться к защите и за год.

В процессе обучения аспиранты и кандидаты должны написать диссертацию, которая и является подтверждением их работы на соискание степени. Также для защиты диссертации потребуются публикации в научных изданиях, количество которых зависит от степени соискателя, а для перехода от кандидата к доктору – признание научного сообщества в виде разрешения руководить научной работой аспирантов.

В России почти при каждом учебном заведении присутствует аспирантура на разных факультетах. Получение степени в престижном ВУЗе является показателем более высокого уровня квалификации ученого. Из списка лучших российских университетов для обучения можно выделить:

  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Плюсы

Для начала стоит рассмотреть достоинства профессии, ее привлекательность для маленького ребенка, открывшего книгу с пиратами и сокровищами или абитуриента стоящего перед сложным выбором собственного будущего. Чем же эта сфера может заинтересовать?

Наиболее положительная сторона работы – любовь к своему делу. Историки – это очень интересные люди, они умны, умеют восхитить и затянуть в беседу.

Постоянные исследования, библиотеки, архивы, музеи, изучение материалов и древностей настолько увлекает, что попросту забывается и время и проблемы.

Начитанность этих людей иногда поражает. А уж тем более специалистов по источникам и литературе – им, наверное, нет равных.

Мест для работы очень много. Для начала это школы, правда иногда через полгода работы, требуется дополнительно окончить педагогический институт. Также можно работать в высших учебных заведениях, но для этого нужна более высокая квалификация. Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей.

Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук. Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее. Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками.

Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.

Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете. Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах.

Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов. В общем жизнь этих людей интересна и многогранна.

Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.

Различные путешествия – своеобразный бонус. Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции.

Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.

Категории профессий

  • Медицина
    93
  • Информационные технологии (IT)
    84
  • Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)
    60
  • Дизайн и прикладное искусство
    55
  • Инженерное дело
    55
  • Менеджмент (управление)
    53
  • Транспорт, авиация, автобизнес
    45
  • Маркетинг, реклама и PR
    41
  • Наука
    40
  • СМИ, издательство, полиграфия
    37
  • Педагогика и психология
    32
  • Финансы, бухгалтерия
    32
  • Сервис и туризм
    22
  • Юриспруденция
    22
  • Строительство и архитектура
    21
  • Мода и красота
    20
  • Кулинария, пищевая промышленность
    18
  • Торговля
    18
  • Ветеринария, работа с животными
    17
  • Лёгкая промышленность
    17
  • Спорт и фитнес
    16
  • Тяжёлая промышленность
    16
  • Геология
    15
  • Силовые структуры
    14
  • Секретариат, делопроизводство, АХО
    11
  • Политика
    10
  • Шоу-бизнес
    8
  • Лингвистика, коммуникации
    7
  • Растениеводство
    7
  • Логистика, склад, ВЭД
    6
  • Домашний персонал
    5
  • Недвижимость
    5
  • Религия
    5
  • Добыча полезных ископаемых
    2
  • Экология
    1

История развития

Истоки

Основы классической генетики были заложены в середине XIX века благодаря экспериментам чешского-австрийского биолога Грегора Менделя. Открытые им на примере растений принципы передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам в 1865 году, к сожалению, не получили должного внимания у современников, и только в 1900 году Хуго де Фриз и другие европейские ученые независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследственности.

Параллельно с этим шел процесс формирования знаний о ДНК. Так, в 1869 году швейцарский биолог Фридрих Мишер открыл факт существования макромолекулы, а в 1910 году американский биолог Томас Хант Морган обнаружил на основе характера наследования мутаций у дрозофил, что гены расположены линейно на хромосомах и образуют группы сцепления. В 1953 году было сделано важнейшее открытие — американец Джон Уотсон и британец Фрэнсис Крик установили молекулярную структуру ДНК.

На подъеме

К концу 1960-х годов генетика активно развивалась, а ее важными объектами стали вирусы и плазмиды. Были разработаны методы выделения высокоочищенных препаратов неповрежденных молекул ДНК, плазмид и вирусов, а в 1970-х годах был открыт ряд ферментов, катализирующих реакции превращения ДНК.

Генная инженерия как отдельное направление исследовательской работы зародилась в США в 1972 году, когда в Стэнфордском университете ученые Пол Берг, Стэнли Норман Коэн, Герберт Бойер и их научная группа внедрили новый ген в бактерию кишечной палочки (E. coli), то есть создали первую рекомбинантную ДНК.

Техника ПЦР была впервые разработана в 1980-х годах американским биохимиком Кэри Маллисом. Будущий лауреат Нобелевской премии по химии (1993 года), обнаружил в специфический фермент — ДНК-полимеразу, который участвует в репликации ДНК. Этот фермент буквально считывает отрезки цепи нуклеотидов молекулы и использует их в качестве шаблона для последующего копирования генетической информации.

Новая эра

В 1996 году методом пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки на свет появилось первое клонированное млекопитающее — овца Долли. Это событие стало революционным в истории развития генной инженерии, потому что впервые стало возможным серьезно говорить о создании клонов и выращивании живых организмов на основе молекул.

Альберт Эйнштейн

Имя величайшего учёного XX века Альберта Эйнштейна известно на весь мир. Основной областью деятельности учёного была физика. Эйнштейну принадлежит открытие самой известной в мире формулы E = mc2, при помощи которой выполняется расчёт эквивалентности энергетической массы. Несмотря на получение Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн имел проблемы с успеваемостью в школе, не отличаясь успехами в чтении. Из множества достижений учёного стоит выделить теорию фотоэлектрического эффекта, общую теорию относительности, теорию электромагнитного поля, квантовую теорию, а также теорию частиц и движения молекул. Все эти работы произвели революцию в мире науки, и оказали достаточное влияние для изменения мира. К сожалению, не все открытия были использованы во благо, к примеру, одним из его «тёмных» изобретений было ядерное оружие, противником использования которого он выступал всю оставшуюся жизнь.

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector