Как стать машинистом ласточки?
Содержание:
- Кому подходит
- Что нужно уметь, чтобы стать машинистом
- История профессии
- Кто такой помощник машиниста?
- Кратко о профессии
- Кому подходит
- Особенности профессии
- Описание и характеристика профессии
- Недостатки профессии машиниста
- Как построить карьеру
- Профессиональные обязанности
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Чем машинист отличается от помощника?
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Заработная плата
- Профессиональные обязанности
- Чем занимается машинист?
- Где можно получить профессию помощника машиниста?
- Получение специальности в колледже
- Плюсы и минусы профессии машиниста
- Описание и характеристика профессии
- Сколько зарабатывает машинист скоростного состава «Сапсан»
- Должностные обязанности
Кому подходит
Профессия водителя железнодорожного состава в России доступна только мужчинам из-за своей сложности и негативного влияния на организм. Требования к кандидатам со стороны работодателя выдвигаются такие:
- крепкое физическое здоровье, что подтверждается ежегодными медицинскими осмотрами;
- хорошее зрение и слух;
- развитый глазомер (линейный, объемный и плоскостной) и зрительная память;
- склонность к работе с техникой;
- мгновенная реакция на изменения дорожной ситуации;
- умение быстро переключаться с одного процесса на другой;
- ответственность;
- пунктуальность.
Если кандидат имеет хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением зрительных полей, то ему не удастся пройти медкомиссию.
Что нужно уметь, чтобы стать машинистом
Машинист – это сложная, но интересная профессия. Здесь требуется длительное обучение, которое, однако, не гарантирует успех в профессиональной области, если у человека отсутствуют нижеследующие дополнительные качества:
- Осознанность и ответственность в действиях;
- Рациональность мышления и пунктуальность;
- Дисциплинированность;
- Бдительность и внимательность;
- Пытливый ум и целеустремленность;
- Без вредных привычек (алкоголизм и наркомания);
- Высокие физические показатели: прекрасное зрение, устойчивая психика, отсутствие заболеваний, которые могут привести к потере сознания;
- Исполнительность – ко всем необходимым должностным инструкциям и требованиям техники безопасности.
Машинист не должен самостоятельно изменять существующие правила, — это может привести к опасным ситуациям, нанесению материального и другого вида ущерба, в том числе, нанести вред здоровью людей.
История профессии
После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.
Кто такой помощник машиниста?
Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).
Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.
Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:
до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности
Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях
Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.
Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.
Кратко о профессии
Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.
Требования к специалисту
Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.
Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов
Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:
- сужение поля зрения;
- аномалии цветовосприятия;
- плохая адаптация к свету в темноте;
- низкая острота зрения или слуха;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- варикозная болезнь;
- эмоциональная неустойчивость.
Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.
На вопросы отвечает машинист московского метро:
Где учиться
Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.
Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.
После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.
Обучение машинистов на тренажере:
По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.
Кому подходит
Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.
Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:
- Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
- Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
- Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
- После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.
Основные требования работодателей к претендентам на должность:
- крепкое физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- аккуратность и пунктуальность,
- ответственность,
- готовность к физическим и психическим перегрузкам,
- способность работать в ночную смену,
- хорошая память и быстрая реакция,
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Описание и характеристика профессии
Машинисты в метро – это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые обязанности, но и психологически готовы работать длительное время в условиях замкнутого пространства под землей. Они трудятся посменно, например, в Московском метрополитене предусмотрены дневная, вечерняя и ночная смены. Ночная смена разделена на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.
По характеру деятельности специалист может быть задействован на таких заданиях, как:
- перевозка по маршруту пассажиров;
- передвижение составов (маневры) на конечных станциях;
- подмена отсутствующего коллеги;
- пребывание в резерве.
Машинисту необходимо перевозить пассажиров с точным соблюдением графика движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.
Недостатки профессии машиниста
Говоря о недостатках профессии машиниста, прежде всего, необходимо отметить тяжелые условия труда. Как правило, машинисты работают посменно. При этом смена длиться больше 8-ми часов, что тяжело не только физически, но и эмоционально. Может быть поэтому данную профессию принято считать исключительно «мужской» – сложно себе представить представительницу прекрасной половины человечества за пультом управления башенного крана или за рулем бульдозера.
Кроме того, большое психологическое напряжение в работе машиниста создает огромная ответственность, поскольку от его профессионализма порой зависит здоровье и жизнь многих людей. Из-за этого получить допуск к работе машинист может только после медицинского осмотра, в том числе и психологического состояния.
Как построить карьеру
Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.
- Третий класс можно получить через 2 года, набрав необходимый наезд на маневровом локомотиве или пригородном электропоезде.
- Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо себя зарекомендовал и не имеет нарушений или аварий. Тогда ему доверят пассажирский поезд на коротком маршруте.
- Первый класс присваивается тем, кто, получив второй класс, качественно отработал не меньше 3 лет. Этому специалисту работодатель может доверить управление любым поездом на любую дистанцию.
Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.
Профессиональные обязанности
В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:
- управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
- корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
- совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
- контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
- контролировать состояние всех систем электропоезда,
- устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
- обеспечивать безопасность перевозки,
- руководить действиями своего помощника.
Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:
- Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
- Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь среди прочих также доступна профессия машинист тепловоза.
- Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям «Локомотивы» и «Вагоны».
- Отделение среднего профессионального обучения в г. Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машинист локомотива здесь доступна выпускникам школ по конкурсу аттестатов.
- Челябинское отделение СПО Уральского ГУПС готовит техников для вождения электровоза и тепловоза. Учащиеся проходят практику и набираются опыта на отраслевых предприятиях.
Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.
Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.
Чем машинист отличается от помощника?
Машинист управляет составом, а помощник выполняет подсобные работы, помогая ему. Машинист использует помощника в качестве дополнительных рук.
Помощник может выполнять такой функционал:
- выходит на изогнутую платформу, чтобы убедиться в окончательной посадке всех пассажиров;
- проговаривает все допустимые ограничения на каждом особенном участке, следит за допустимой скоростью;
- если что-то постукивает – идет на прослушивание механической части поезда;
- при необходимости очищает лобовое стекло для улучшения обзора машинисту;
- помогает совершать технический осмотр поезда;
- при разворотном рейсе остается в деактивируемой кабине, пока машинист не совершит полный запуск хвостовой;
- выходит на пути, чтобы разложить сигнальные петарды и пр.
При всем вышеперечисленном, за каждое действие помощника отвечает машинист.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: «машинист локомотива» и «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.
Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:
- Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию «техник» и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
- Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
- Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.
Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности «эксплуатация транспортно-технических комплексов» и «подвижной состав железных дорог». Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
- Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности «подвижной состав железных дорог» есть направление электротранспорта.
- Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям «эксплуатация железных дорог» и «строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей».
В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО «Российские железные дороги» и других предприятий.
Заработная плата
Профессия машинист является одной из самых высокооплачиваемых на железной дороге. Это компенсация за очень тяжелый и ответственный труд. Средний уровень зарплаты по стране составляет 60-65 тысяч рублей, во многих отдаленных регионах (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) готовы платить до 75 тысяч рублей.
Но эти показатели усреднены. Уровень оплаты труда отличается в зависимости от региона (в крупных городах платят больше) и места работы (на шахтах, рудниках и заводах зарплаты ниже, чем на РЖД). Также на доход работника влияет его стаж и размер премии: квалифицированный машинист поезда дальнего следования со стажем может принести домой и 100 000 рублей в месяц.
Человеку, управляющему электропоездом в Московском метрополитене, платят в среднем около 60 тысяч рублей, в Петербурге немного меньше, в других городах, где есть метро – 25-30 тысяч рублей. На предприятиях с внутренней ЖД сетью уровень оплаты труда колеблется в пределах от 20 до 50 тысяч рублей.
Профессиональные обязанности
В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:
- управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
- корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
- совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
- контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
- контролировать состояние всех систем электропоезда,
- устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
- обеспечивать безопасность перевозки,
- руководить действиями своего помощника.
Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.
Чем занимается машинист?
Стоит иметь ввиду, что машинисты имеют разделение на различные технические специализации.
В связи с этим они выполняют соответствующие профессиональные обязанности.
- Машинист конвейерной линии, занимается управлением элеваторных систем, погрузочных линий. Здесь в круг обязанностей специалиста входит контроль за всеми рабочими узлами и элементами технических систем.
- Машинист поезда и электропоезда выполняет управлением локомотива, выполнением безопасной транспортировки грузов и людей по железнодорожным путям;
В самом начале профессионального пути машинист начинает с роли помощника. Это необходимо для наработки опыта и квалификации, так как работа является сложной и требует особой подготовки специалистов.
Где можно получить профессию помощника машиниста?
Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста». Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться. Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:
- Пензенский техникум железнодорожного транспорта;
- Московский технический колледж железнодорожного транспорта;
- Ожерельевский железнодорожный колледж (МИИТ);
- Алатырский техникум железнодорожного транспорта;
- Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
- Томский техникум железнодорожного транспорта.
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Санкт-Петербург
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 260 000,00 ₽ |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 257 572,00 ₽ |
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 74 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 233 000,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | не указано |
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 217 500,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 67 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 74 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 217 500,00 ₽ |
Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 205 000,00 ₽ |
Московский государственный строительный университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 192 000,00 ₽ |
Московский политехнический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 185 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 78 000,00 ₽ |
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 72 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 172 300,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 172 300,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 72 800,00 ₽ |
Тюменский индустриальный университет
Тюмень
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Москва
Получение специальности в колледже
Если с физическим и психическим здоровьем всё хорошо, можно начинать учиться. Обучение на машиниста электропоезда метрополитена Москвы можно пройти в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта. В этих заведениях можно стать помощником машиниста за короткое время. Если абитуриент пришёл после 11 класса, то весь процесс обучения займёт всего 10 месяцев. Для выпускников 9-х классов оно длится почти три года.
Коллектив бригад, работающих на локомотивах, исключительно мужской. Конечно, почти все работники слышали историю о машинистках, но на самом деле женщин нет в этой профессии уже довольно давно. В процессе обучения студент получает слесарный разряд после сдачи экзамена. Затем он начинает изучать уже основные дисциплины, например, техобслуживание электропоезда.
Плюсы и минусы профессии машиниста
Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:
- достаточно высокий уровень оплаты труда,
- официальное оформление и достойный соцпакет,
- наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.
Другие профессии: Как стать дальнобойщиком и заработать?
К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:
- высокая ответственность,
- сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
- высокий уровень стресса,
- риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
- риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.
Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы “за” и “против”.
Описание и характеристика профессии
Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.
Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:
- машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами;
- работник метрополитена, который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.
В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.
Сколько зарабатывает машинист скоростного состава «Сапсан»
Зарплата машиниста на «Сапсане» солиднее, чем у коллег: он получает 70—120 тыс. руб. (чаще по нижней планке). Оплата почасовая: к ней добавляется премия, надбавка за класс и дополнительные выплаты. Но для начала придется поработать помощником, получая до 50 тыс. в месяц.
Другая особенность труда на высокоскоростном поезде заключается в том, что вероятность увольнения за мелкую провинность уменьшается. А ведь она велика: наказуемы не только халатность или невыполнение обязанностей, даже простая передача посылки знакомым из Москвы в Санкт-Петербург. Но скоростная дирекция не такая большая, как в остальном секторе, поэтому начальников меньше, а указания тщательнее проработаны.
Уважаемые пассажиры!
Вы можете ознакомиться с расписанием поездов, наличием и ценой жд билетов
Должностные обязанности
Казалось бы, от машиниста поезда требуется только одно – грамотное и аккуратное управление локомотивом. Но на самом деле список его должностных обязанностей гораздо шире, и от машиниста также требуется:
- проверять состояние техники перед выездом,
- готовить локомотив к работе, а по окончании рейса – сдавать технику принимающему,
- обеспечивать безопасность движения в пути,
- контролировать состояние локомотива в пути,
- устранять возникшие неисправности (причем не только на самом локомотиве, но и в подвижном составе при условии, что эти неполадки возникли в дороге, ведь перед выездом машинист должен был все проверить),
- оформлять техническую документацию для изготовления новых деталей эксплуатируемой техники,
- проверять состояние устройств связи, путей, по которым следует поезд, других узлов и устройств, и даже контролировать состояние встречных поездов.
Аутентичная кабина индийского поезда