Конспект: что это такое и как его писать

3 этап: оформление

Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию. 

При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.

<<Блок перелинковки>>

Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.    

При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.


Виды сокращений в конспектах‍

В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

<<Форма курс 5-11>>

Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта

Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками

Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта. 

Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее. 

Примеры привлекающих внимание знаков:

  • — прочитать об этом в учебнике;
  • — скачать презентацию по теме;
  • ⟳ — повторить перед следующим уроком. 

 Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.

После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился. 

Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

Ментальные карты

Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.

Ментальная карта складывается из основных частей:

  • отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
  • ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
  • ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.

Как создать ментальную карту?

  • В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
  • Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
  • Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.

Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.

Преимущества метода:

  • Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
  • Позволяет легко визуализировать сложные темы.
  • Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.

Недостатки метода:

  • В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
  • Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.

Делаем запись с экрана в программе «Экранная камера»

«Экранная камера» снимает контент с дисплея ПК в высоком качестве, а затем позволяет обработать видеодорожку и экспортировать файл в популярном формате. Вы сможете захватить ролики из интернета, потоковое вещание, вебинары, онлайн-курсы, образовательные передачи и многое другое.

Установите программу

Программа предлагает простой интерфейс на русском языке и не требовательна к ресурсам системы. Совместимо с Windows 10, 8, 7, Vista, XP.

Для съемки видеоурока скачайте софт бесплатно с официального сайта разработчика: https://amssoft.ru/screencam/. Запустите дистрибутив и пройдите стандартные этапы инсталляции. По завершении процесса откройте рекордер.

Начальное окно программы

Запишите видео с монитора

Чтобы записать видео с экрана со звуком, в стартовом меню программного обеспечения кликните по кнопке «Запись экрана». Настройте параметры видеосъемки. Если вебинар можно вывести на весь монитор, то выберите полноэкранный режим. При просмотре урока в небольшом окне выделите фрагмент экрана. Также подключите аудиозапись системных звуков компьютера.

Параметры видеозахвата

Чтобы начать съемку, кликните на соответствующую кнопку. Для завершения процесса зажмите клавишу F10 или наведите курсор на панель софта и кликните на знак «стоп». Записанный материал будет загружен в проигрыватель. Для обработки данных нажмите «Редактировать».

Также можно сразу сохранить видеоклип или выгрузить на YouTube

Если вы не сможете присутствовать на трансляции занятия, запланируйте видеозапись на точную дату. Для этого кликните на соответствующую кнопку и настройте параметры съемки в новом окне:

  • введите название видеоматериала;
  • укажите точную дату;
  • установите время начала и завершения видеозахвата;
  • выберите область съемки.

Укажите папку на компьютере и добавьте внесенные сведения в расписание. В назначенную дату откройте вкладку с прямым эфиром. В нужный момент софт автоматически начнет снимать дисплей, поэтому вам не нужно находится рядом с компьютером.

Скринкаст будет завершен автоматически

Обработайте видеодорожку

В разделе «Обрезка» можно удалить лишние отрезки из начала и конца видеоряда. Для этого передвиньте черные ползунки.

Посмотрите видеоматериал

Кликните «Далее» и добавьте титульную и финальную заставки. Дизайн можно разработать с нуля или выбрать готовый шаблон. Вы сможете изменить фоновое изображение, настроить шрифт, цвет и размер текста, разместить картинки и логотипы с ПК.

Редактирование титров

Вкладка «Музыка» предлагает инструменты для наложения аудиофайлов с жесткого диска и треков из встроенной коллекции софта. Также вы можете создать озвучку с помощью микрофона, а затем настроить громкость каждой аудиодорожки.

Галерея аудиозаписей

Сохраните видеоклип

Рекордер поддерживает все популярные выходные форматы. Вы можете:

  • создать видеоролик для просмотра на ПК или отправки в мессенджерах;
  • перенести материал на DVD-диск или оформить ISO-образ;
  • адаптировать видеофайл для публикации на YouTube, VK, Vimeo, Facebook и других платформах.

Варианты вывода видеоданных

Кривая Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.

По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:

  • сразу после изучения текста;
  • через 20 минут;
  • через 8 часов после второго повторения;
  • через сутки после третьего повторения.

Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.

Интересный факт!
Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.

А как сделать лучше?

Основная идея такая: берём печатный текст, для каждого символа берём рукописный глиф и размещаем его на виртуальном листе бумаги в нужное место. При этом для одного и того же символа глифов должно быть несколько, а конкретный должен выбираться случайным образом, иначе будут те же проблемы, что и у шрифтов OpenType. Потом уже можно будет вносить различные искажения как на весь лист бумаги, так и для отдельной строки или символа. Вероятно, можно будет искажать глифы таким образом, чтобы из одного введённого глифа получить сразу готовый набор.

Всё то же самое можно делать и с лигатурами и, соответственно, сочетаниями символов, чтобы учитывать влияние рядом стоящих букв друг на друга. Спойлер: к сожалению, моя программа не поддерживает лигатуры и не может вносить искажения в глифы.

Я не первый, кто решил, что программная генерация — это хорошая идея, и написал свою программу для создания рукописей. Мне известны программы Синяк и Handwriter, а также сервис Писец. У них, тем не менее, есть определённые недостатки, которые сподвигли меня на написание собственной программы: у Синяка, например, лишь один глиф на символ и некоторые проблемы с юзабилити, Handwriter платный, а Писец не позволяет создать свой шрифт.

Метод картирования

Факты обретают форму – картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе, так что это метод для творческих людей – для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память.

По сути, по ходу лекции надо составить схему, используя любые графические изображения:

  • рамки, блоки;
  • стрелки;
  • всевозможные линии (двойные, пунктирные, волнистые и т. д.);
  • рисунки.

Вид у вашей схемы может быть каким угодно, например, таким.

Еще вариант представления информации в «картированном» конспекте.

Можно даже создать собственную систему условных обозначений. Например, круг – обязательно выучить; овал – посмотреть в учебнике, квадрат – поискать в интернете и т. д. чтобы поначалу не путаться в собственных значках, на последней странице или обложке тетради стоит сделать своеобразную «легенду карты» – зарисовать используемые обозначения и расшифровать их.

Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. В итоге вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите, поэтому этот способ по своей сути во многом схож с методом составления ментальных карт.

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор помогает вам своей интонацией

Как и метод отступов, картирование – прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки»

Перенос слов по слогам

Чтобы правильно разбить слова на слоги используется алгоритм П. Христова в модификации Дымченко и Варсанофьева. Если коротко: с помощью регулярных выражений описываются две группы букв, между которыми должен располагаться дефис. Затем конкретное слово с помощью последовательного применения этих правил разбивается на слоги, выбирается ближайший к краю дефис и вся правая от дефиса часть слова переносится на новую строку.

Такие правила уже есть для русского языка. Они не идеально точные, но якобы покрывают 99% всех переносов. Также, полагаю, их можно разработать и для некоторых других языков. Но не для всех. Например, в английском для переноса слов по слогам потребуется куда более сложный алгоритм, т.к. слова переносятся по звучанию, а не по написанию.

Вот так выглядят правила для русского языка:

  • «Х-ЛЛ»
  • «Г-ГЛ»
  • «ГС-СГ»
  • «СГ-СГ»
  • «ГС-ССГ»
  • «ГСС-ССГ»

Здесь Л – любая буква, Г – гласная, С – согласная, Х – буква из набора «йьъ». Чтобы предоставить пользователям возможность изменять правила, не модифицируя исходный код, я вынес их в отдельный файл:

Я позволил себе несколько модифицировать оригинальные правила, чтобы не допустить отрыва одной буквы от слова.

XMind

Плюсы и минусы

Хорошие возможности для структурирования информации.
Доступна работа с различными видами информации.
Наличие мощных функций, полезных для эффективной обработки информации.
Красивый и удобный интерфейс.

Основной формат работы — создание интеллект карт, что является непривычным для некоторых карт.

Удобство ведения конспектов

8

Использование различных видов информации

7

Удобство проведения структурирования

8

Удобство при изучении записей

8

Итого

7.8
Конспектирование с использованием интеллект карт.

С помощью этой программы можно удобно структурировать полученные знания. В нём предусматривается минималистический дизайн и обеспечивается наличие мощных функций для работы с информацией.

Программа применяет красивый и удобный движок для создания интеллект карт. Имеется большое количество встроенных шаблонов, оптимизированных для решения определённых задач. Для оформления внешнего вида предусмотрены различные стили. Предусмотрена работа с прикреплёнными файлами. Имеется поддержка экспорта в виде карт разума или в качестве файла изображения.

Лекции можно вставлять в интеллект-карту в качестве её частей. Дополнительно можно прикреплять пояснения и вопросы, которые могут возникнуть в процессе работы.

Принципы ведения конспектов

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов

Не записывайте за преподавателем каждое слово

Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях

Чтобы оставаться вовлечённым:

Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное
Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком
Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.. Сокращайте

Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

  • Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
  • Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
  • Цифры пишите знаками.

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
  • Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
  • Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.

Визуализируйте, используйте графику.

Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки

Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B
— «обратить внимание!».. Добавьте цвета

Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску

Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов

Перечитывайте конспект

Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

  • Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
  • В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
  • Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.

Причины неправильного и некрасивого почерка

Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.

Еще в школе дети сталкиваются с необходимостью быстро записывать информацию, а вот качеству письма уделяется мало внимания. Мы учимся красиво писать и правильно держать ручку только в первом классе, но спустя время необходимость быстро записывать лекции сводит все усилия до известного «как курица лапой».

В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.

На чистоту написания букв влияют и личные особенности

Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки. Это интересно
Графологическая экспертиза — один из методов исследований в криминалистике — позволяет определить по почерку не только темперамент человека, но и его пол, возраст, психическое состояние в момент письма

Анализируется размер букв, сила нажима, размашистость почерка. Некоторые компании используют подобную экспертизу для подбора кадров

Это интересно
Графологическая экспертиза — один из методов исследований в криминалистике — позволяет определить по почерку не только темперамент человека, но и его пол, возраст, психическое состояние в момент письма. Анализируется размер букв, сила нажима, размашистость почерка. Некоторые компании используют подобную экспертизу для подбора кадров.

Метод Билла Гейтса

Как вести конспект? Создатель Microsoft использует довольно необычный метод конспектирования: лист делится на 4 части, каждая из которых получает свое название и назначение исходя из потребностей студента. Одну из них, например, можно всегда отводить под вопросы, вторую — под собственные идеи и мысли. В оставшихся двух колонках фиксируется информация лектора, например “Проблемы малого бизнеса” и “Предложения по улучшению”.

Преимущества. Метод прекрасно подходит для лекций и встреч, в которых нет четкого плана, а преподаватель перескакивает с одной темы на другую. 

Недостатки. Отсутствие четкой структуры.

Методы ведения конспектов

Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность

Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять

Корнелла

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века

Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

  • Сверху запишите название и дату.
  • Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
  • Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Ментальные карты

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Метод предложений

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Метод течения

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Метод отступов

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Метод боксов

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий

В общем, много чего.

Где вести конспект

Собственно выбора не так уж и много.

  • Конспект в электронном виде.Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.При работе с компьютером гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Конспект от руки.Конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации.
  • Использование диктофона.Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.Теперь, с развитием техники, можно использовать и видеозапись.Обязательно спросите у лектора разрешение на запись диктофоном или осуществеления видеозаписи.

Здесь выбрать можете только вы. Причём для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Варианты сокращений для конспектов

Ниже приведены варианты сокращения, которые можно использовать для конспектов. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.

Цифры не пишите буквами, а только знаками чисел
Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «двигатель постоянного тока» можно сократить до «ДПТ», «акционерное общество» можно сократить до «АО» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями

Например:информация — инфо
формула – ф-ла
сантиметр — см
государство – гос-во
институт — ин-т
руководство – рук-во
издательство — изд-во
страница — с
киловатт — кВт
и т.п.

Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками
Например:! – важно
!! – очень важно
? – не точно или под вопросом
Rm – запомнить
NB — обратить внимание
R – проверить
P – пример
Sic! — означает, что было написано именно так, даже если есть очевидная ошибка
U – посмотреть в учебнике
I – посмотреть в Интернете
и т.п.

Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания. Например:/ означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.)
~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.)
Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)

Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики
Например:+ – плюс
— – минус
– меньше и больше
± – неточность
≠ – не равно
≈ – примерно
⇒ – следовательно
⇔ – верно только тогда, когда…
∧ – и
∨ – или
∃ – существует
∈ – принадлежит
∉– не принадлежит
∀ – для всех
∪ – объединяет
⋂ – пересекается
⊂ – включает в себя
∞ – бесконечно
∑ – сумма
|| – параллельно
¬ – не
↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.

Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах

Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы.Вот пример неудачной записи:А вот пример удачной

Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так

Виды памяти

Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.

Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи.

Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства.

Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.

По времени сохранения информации бывает:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector