8 (343) 290-99-49
Содержание:
- Лицей
- Плата за обучение
- Профили обучения
- Предназначение гимназий
- Что выбрать: училище, техникум или колледж?
- Поступление в колледж на очное обучение
- Поступай в колледж прямо сейчас
- Каким образованием считать ПТУ?
- Чем отличается лицей от гимназии
- Сравнение
- Современная терминология
- Структура профобразования (без учета высшего)
- Как работают гимназии
- Выводы
Лицей
Лицей имеет также древнегреческие корни. Таким образом называлась школа, образованная Аристотелем, которая просуществовала около 800 лет. В 19 веке на территории России существовало 6 лицеев, которые имели статус элитных заведений. Они были ликвидирована после Октябрьской революции. В 1992 году учреждения вернулись в обиход, но в новом виде, в качестве средних общеобразовательных заведений с техническим профилем. Кроме того, в то же время лицеями стали называться профтехучилища, где у ребят появилась возможность получить начальное техническое образование.
В 2012 году лицеи стали фигурировать в виде отдельного вида образовательного заведения, которые наряду с гимназиями превратились в средние общеобразовательные учреждения. На юридическом уровне исчезла существенная разница между лицеем и средними общеобразовательными школами.
Как работают лицеи
Несмотря на то, что формально лицеи приравнены к школам, на практике они имеют серьезные отличия, сохранили свои преимущества
Лицеи обладают большим объем учебных программ, различными профилями и повышенным вниманием к ним. Лицей не имеет право спускаться ниже минимума ФГОС, но может подняться выше его уровня
Программа дополняется за счет увеличения часов, нагрузка в учреждении выше. Кроме обязательных предметов лицеисты занимаются факультативами, проектной деятельностью, секциями, кружками.
Лицеи традиционно имеют разные профильные классы:
-
Физико-математический.
-
Технический.
-
Физкультурно-спортивный.
-
Социально-гуманитарный.
-
Социально-педагогический.
-
Естественно-научный.
-
Туристическо-краеведческий.
Но, обычно на базе одного лицея редко представлено столько направлений. Чаще они готовят только в одном профиле. Учеба в узких классах направлена на профессиональную ориентацию детей. Нередко лицеи работают на базе ВУЗа или академии наук. Их называют предуниверситетами, которые готовят будущих студентов конкретного ВУЗа. Такие лицеи есть на базе СПбГУ, НИУ ВШЭ, Российской академии художеств, где помимо основных предметов изучаются специальные. Выпускники-лицеисты пользуются преимуществом при поступлении в эти ВУЗы.
Есть лицеи-интернаты, в них дети живут и учатся, они имеют свои общежития, которые расположены в минутной ходьбе до учебного корпуса
В этом случае большое внимание уделяется не только учебной работе, но и досугу. Основным преимуществом таких учреждений является непрерывность педагогического процесса
Например, в Челябинске есть лицей-интернат для одаренных детей. Это интересное учреждение, где обучаются только мальчики с 8 класса.
В обычных школах нет такого количества элективов, расширенных программ, курсов дополнительного образования. Это не только учебные, но и воспитательские площадки
Если обратить внимание на рейтинги, можно увидеть, что наряду с гимназиями стоят лицеи.
Условия поступления
Обычно лицеи не имеют начальной школы, обучение в них начинается с 5-8 класса. Перед поступлением абитуриенты проходят отбор, который ориентирован на обучаемость по профильным предметам, участие и результаты олимпиад. В лицей невозможно устроиться на основании только заявления, придется пройти серьезный конкурс. Обычно в лицей поступают осознанно, ведь он готовит в конкретный ВУЗ.
Плата за обучение
Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.
В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:
- дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
- учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
- десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).
Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.
Профили обучения
Несмотря на то, что формально новая версия закона уравняла все средние школы, и на бумаге они теперь ничем друг от друга не отличаются, де факто свои особенности все они сохранили. При этом у образовательных организаций появились новые возможности с точки зрения выбора специализации.
Старая модель
До 2012 года организационно-правовая форма учебного заведения накладывала на него ограничения. Так, в законе (а точнее, приказах Минобрнауки) для средней школы каждого типа четко прописывались возможные профили:
- гимназия – гуманитарный;
- лицей – технический или естественно-научный;
- школа с углубленным изучением отдельных предметов – в зависимости от выбранных приоритетных дисциплин;
- «простая» средняя школа – без конкретной специализации.
Расширить профиль, выйдя за рамки установленных норм, было попросту невозможно, а чтобы сменить или получить определенное направление, требовалась серьезная реорганизация. Ее охотно проходили обычные школы, стремившиеся обрести более высокий статус гимназии или лицея, а вот последние вынуждены были придерживаться однажды выбранного профиля независимо от желания администрации, родителей и учеников.
Внедряемая модель
- лингвистическая;
- технологическая;
- естественно-научная;
- социально-экономическая.
Вообще, многопрофильных общеобразовательных учебных заведений сейчас становится все больше. В идеале предполагается, что рано или поздно все школы уйдут от единой «усредненной» программы, и каждый ученик сможет самостоятельно выбирать образовательную траекторию согласно собственным интересам и способностям. Пока же подобное расширение могут позволить себе далеко не все, поскольку для преобразования мало одного лишь желания – нужно как минимум достаточное материально-техническое оснащение и хороший кадровый потенциал (педагоги высокой квалификации). Если же говорить в принципе, то преимущества нового подхода по сравнению со старой системой очевидны: профильное обучение в старших классах и предпрофильная подготовка в средних способствуют ранней профориентации, дает возможность учитывать индивидуальные особенности и пожелания учеников, что было невозможно в условиях жестких стандартов.
Не стоит, однако, думать, что диверсификация (термин экономический, но здесь он уместен) стала неким знаком качества, к которому стремится каждое учебное заведение. Для «простых» школ это, возможно, и справедливо, а вот лицеи и гимназии с именем и традициями далеко не всегда жаждут расширения и работают, по сути, так же, как и до реформы, что, впрочем, ни коим образом не портит их репутацию. Скажем, уже упомянутый лицей «Вторая школа», остающаяся на протяжении нескольких десятилетий одной из лучших средних общеобразовательных организаций физико-математического профиля, расширяться не спешит и по-прежнему обучает ребят со склонностью именно к техническим наукам. С другой стороны, есть, например, Бауманская инженерная школа № 1580, которая, как понятно из названия, некогда тоже имела узкую специализацию. Теперь же у нее целых 5 профилей, включая социально-педагогический, туристско-краеведческий и даже физкультурный. Таким образом, школы получили гораздо бо́льшую свободу, чем прежде, и теперь могут вводить, помимо стандартной, любые программы, если те соответствуют ФГОС.
Несмотря на вышесказанное, утверждать, что гимназии, школы и лицеи теперь ничем друг от друга не отличаются, было бы ошибкой. Да, с правовой точки зрения разницы между ними нет, а государство стремится уравнять их и де факто тоже. Вернее, его задача – «подтянуть» обычные школы до уровня гимназий и лицеев. Но это стремление. Пока же элитные учебные заведения, даже если они сменили название и превратились в номерные школы, с точки зрения качества образования выигрывают. Обновленный закон 2012 года не уничтожил учебные заведения и не создал на их месте новые: гимназии и лицеи сохранили сильный педагогический коллектив, достойную материальную базу и большое количество программ дополнительного образования. Школы к их уровню лишь стремятся – с бо́льшим или меньшим успехом. Поэтому на вопрос «Что лучше – гимназия и лицей или школа?» ответ в большинстве случаев очевиден.
Предназначение гимназий
Гимназия является обычной школой, обучение здесь осуществляется по учебным дисциплинам на углубленном уровне
В стенах таких учебных заведений особое внимание уделяют развитию индивидуальности школьников. В гимназиях осуществляют диагностику ранней одаренности, позволяющую выявлять талантливых детей, обучать их по специальным авторским методикам и образовательным программам
Преподаватели таких учебных заведений стараются находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогают им с профессиональной ориентацией. Например, формируются старшие классы с профильным изучением биологии, физики, химии, математики. Те ребята, которые не смогли определиться с подбором профессии, могут выбрать общий профильный класс. Здесь обучение осуществляется одинаково по всем учебным дисциплинам.
Подводя итоги, отметим, что между школой, гимназией, лицеем существуют серьезные отличия. При выборе вида учебного заведения родители должны учитывать не только престижность заведения, но и способности ребенка, его желание посещать лицей или гимназию, выбранную для него мамой и папой.
Большое количество образовательных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда же отправить чадо, тяжело. Поэтому стоит разобраться, что же из себя представляет каждое из заведений и чем отличается обычная школа от гимназии и лицея.
Что выбрать: училище, техникум или колледж?
Что выбрать: училище, техникум или колледж?
Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.
Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.
Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.
Поступление в колледж на очное обучение
Очно учиться после окончания 9 класса можно в двух типах заведений — колледж и техникум. Последний дает студенту начальное профессиональное образование. По завершении обучения в техникуме его выпускнику присваивается квалификация «Младший специалист».
Курс обучения в колледже открывает более весомые перспективы. Студент получает среднее специальное образование, ему присваивается степень бакалавра. В техникуме делают ставку на практически навыки профессии, в колледже — на фундаментальные теоретические основы знаний.
Образовательный процесс в техникуме — та же школа (с незначительными образовательными корректировками), колледж наоборот максимально приближен к университету. В этом заведении студента ждут все «прелести» этой формы обучения: семестры, лекции, сессии, семинары, практические занятия и лабораторные. Есть разница и в периоде получения образования. В техникуме учатся 2−3 года, в колледже — 3−4 (в зависимости от выбранной специальности).
Колледж называют эффективным трамплином для получения престижного высшего образования. По этой причине все больше девятиклассников поступают именно в такие учебные заведения.
Какую форму обучения выбрать
На этапе подготовки к вступительным экзаменам абитуриент должен для себя решить, какую форму обучения он для себя выбирает. Возможны три варианта:
- очная;
- заочная;
- вечерняя.
Оптимальный вариант — очная форма обучения в колледже. Он подразумевает, что студент 5−6 дней в неделю посещает занятия. Система обучения чаще всего академическая: набор предметов слушается определенный период, за ним следуют соответствующие экзамены и зачеты.
Заочную или вечернюю формы обучения чаще выбирают в безвыходной ситуации. Когда студент физически не может присутствовать ежедневно на занятиях, ему приходится искать альтернативу.
Поступай в колледж прямо сейчас
Факультет Индустрии спорта
Преимущества и недостатки очной формы обучения
Куда пойти учиться после 9 класса школьник выбирает на основании своих интересов, способностей, финансовых возможностей родителей. Но то, какого качества он получит образование в итоге, на 90% определяется выбранной формой обучения.
Только учась в колледже очно, студент полностью погружается в образовательный процесс. Ежедневно он получает новые знания, расширяет свой кругозор, заводит полезные знакомства, учится самостоятельности. Многие колледжи функционируют при вузах. Студенты, обучающиеся очно, знакомятся с преподавателями заведения и могут рассчитывать на более лояльное отношение к себе в будущем.
Среди недостатков очной формы обучения можно назвать только один — отсутствие свободного времени. Но в таком возрасте, это можно считать даже плюсом. У студента, загруженного учебой, не будет времени на совершение глупых, необдуманных поступков. Молодежь склонна к такому поведению. И единственный способ уберечь ребенка от этого — занять его голову учебой и мыслями о грядущих перспективах.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Каким образованием считать ПТУ?
Согласитесь, по сравнению с ФЗУ, допустим, школы ФЗО – тоже «фабрично-заводского», но не «ученичества», а «обучения», – которые работали в еще более сокращенном режиме, обучая профессии всего за полгода, сроками учебы не настолько походили на будущие ПТУ. Да и стартовыми условиями они не напоминали профтехучилища, поскольку в ФЗО прием шел сразу после начальной школы.
Однако нет ничего невозможного: ФЗУ удавалось реформировать в ФЗО (а не наоборот). А ФЗО, равно как и не реформированную ранее школу ФЗУ – превратить в ПТУ.
Сам термин ФЗУ предопределял будущее место работы выпускника такого учебного заведения – фабрику или завод. И действительно, школы ФЗУ функционировали не только при небольших мастерских, но и при фабриках и заводах, под знаменем индустриализации стремившихся наращивать объемы производства. А вот термин ПТУ – несмотря на его внешнее сходство с ФЗУ – делает упор уже не на место работы молодого трудящегося, а на полученное им профессиональное образование как таковое.
Впрочем, аббревиатура ПТУ появилась не сразу. За несколько лет до реорганизации ФЗУ и ФЗО независимо от таких учебных заведений возникли ТУ – технические училища. А профтехучилища как только ни назывались! И «ГПТУ» (городское профессионально-техническое училище), и «СПТУ» (что в зависимости от конкретного времени либо условий обучения расшифровывалось либо как сельское профессионально-техническое училище, либо как среднее профессиональное техническое училище, либо как специальное профессиональное техническое училище), и «СГПТУ», и классическое «ПТУ». Последний вариант и сохранился в народной памяти лучше остальных ему подобных.
ПТУ относились к системе начального профессионального образования (а не среднего!). Туда принимали после 8-го класса – и через некоторое время выпускники уже защищали дипломные работы и проекты. Красный диплом ПТУ приравнивался к школьной медали, а также освобождал от распределения, которое в советское время вообще-то было обязательным для профессионалов и со средним, и с высшим образованием. Среди тех, кто окончил ПТУ, конечно же, есть и те, кто впоследствии получил высшее образование, но счет подготовленных в ПТУ рабочих просто идет на миллионы человек.
С начала 1990-х годов началась новая волна переименований профтехучилищ, отражавшая уже постсоветскую жизнь. Часть ПТУ стала профессиональными лицеями, часть – профессиональными училищами (ПУ), часть – колледжами, некоторые – техникумами. Профлицеи и профессиональные училища продолжали относиться к системе начального профессионального образования, зато перемена статуса ПТУ на статус колледжа или техникума означала повышение уровня предлагаемого учебным заведением профессионального образования – с начального до среднего.
Эти нюансы были актуальны до недавнего времени. А новый закон об образовании не устанавливает уровень начального профессионального образования вовсе. В статье 138, в частности, говорится: «Начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования». Профессии НПО – начального профобразования – станут теперь специальностями СПО, среднего профессионального образования. Бывшее начальное профобразование в основном будет считаться не профессиональным образованием, а всего лишь профессиональной подготовкой
Обратите внимание на то, что между образованием и подготовкой есть существенная разница: первое – весомее
В той же статье сообщается, что до 1 января 2016 года профессиональные лицеи должны быть преобразованы в «профессиональные образовательные организации соответствующего вида», а профессиональные училища превратятся «в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в пределах основной образовательной программы среднего общего образования программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение».
За этими сложными формулировками скрыта разница фактических уровней обучения. В первом случае это будет ссуз, выпускникам которого дадут дипломы – примерно такие же, как диплом об окончании, допустим, техникума. Во втором случае возможны варианты, однако на диплом о среднем профессиональном образовании тут вряд ли стоит твердо рассчитывать (если только речь не идет о центре профессиональных квалификаций, но и там это будет не единственный вариант итогового документа). А надеяться получить удостоверение или свидетельство по профилю, позволяющее трудоустроиться – почему бы и нет!
Чем отличается лицей от гимназии
На самом деле определить, чем отличается лицей от гимназии? достаточно просто по некоторым признакам.
Задачи заведения
Гимназия – это обычная школа, только с углубленным обучением предметов. Нагрузка на учащихся намного больше, чем в обычной средней школе
В этом заведении учебном заведении уделяется особое внимание индивидуальному развитию каждого учащегося. Учитывая при обучении личные особенности школьника, преподаватели гимназии стараются помочь определиться ему с выбором дальнейшей профессии. Для этого создаются профильные старшие классы с углубленным изучением каких-то определенных наук, таких как математика, физика, биология
Если школьники до девятого класса не определяются с будущей профессией, то для них существует обще профильный класс.
Лицей — это однопрофильное заведение, которое имеет договор с конкретным высшим учебным заведением. И главная задача лицея – это подготовка учащихся к поступлению в конкретное высшее заведение, с которым у него есть договор. Часто этим договором подразумевается зачисление выпускников сразу на второй, а то и на третий курс этого ВУЗа.
Можно сделать вывод о том, чем отличается лицей от гимназии по поставленным перед собой задачам. Лицей готовит учащихся для поступления в конкретное высшее заведение, а гимназия дает учащемуся широкопрофильные знания.
Направление обучения
Есть всеобщее заблуждение в том, что лицей специализируется по техническим дисциплинам, а гимназия воспитывает гуманитариев
На самом деле в гимназии уделяется внимание всем предметам одинаково, за исключением профильных старших классов
Лицей уделяет больше внимания тем, дисциплинам, которые понадобятся лицеистам при обучении в ВУЗе, с которым у лицея заключен договор. У него может быть математическая, гуманитарная или любая другая направленность.
Резюмируя, чем отличается лицей от гимназии по профилю обучения, можно обозначить, что в гимназии обучают обычной школьной программе по углубленной программе, а профиль лицея определяется высшим учебным заведением, с которым заключен у него договор.
Документ об окончании обучения
Выпускники гимназии получают обычное свидетельство о среднем образовании, такое же, как и выпускники школ.
Выпускник лицея, получает диплом о среднем образовании и возможность зачисления на второй или третий курс конкретного высшего учебного заведения. Обучение в лицее приравнивается к обучению в ВУЗах на начальных курсах.
Так или иначе, а разница между лицеем и гимназией существенная. Но, каждый родитель должен сам определить, что лучше гимназия или лицей для его ребенка? Гимназия даст ребенку обширные знания по всем предметам, но загруженность ребенка будет очень большая. Лицей подходит школьнику тогда, когда он уже определился с будущим занятием в жизни.
Сравнение
Окончание лицея подтверждается аттестатом об основном общем образовании с приложением особого образца, в котором указываются дополнительные учебные предметы, не входящие в общеобразовательные школьные программы. Это не дает права выпускникам заниматься каким-либо видом профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, поскольку лицей не является специализированным профильным учебным заведением.
Право на профессиональную деятельность получают выпускники колледжей. Они осваивают основные профессиональные образовательные программы и, при успешной сдаче выпускных экзаменов, приобретают квалификацию, соответствующую профилю учебного заведения.
В колледжах готовят средних специалистов банковского дела, менеджмента, транспортной сферы, гостиничного бизнеса, торговли и других отраслей, предоставляющих системе образования социальный заказ на подготовку квалифицированных кадров.
По уровню подготовки специалистов колледж приравнивается к техникуму. Его студентами могут стать выпускники 9 и 11 класса общеобразовательной школы или лицея. Срок обучения в колледже составляет от 2 до 3 лет для лиц, имеющих аттестат об основном общем образовании, и 4 года для выпускников 9 класса.
Современная терминология
ПТУ – это какое образование? По сути, этот вопрос уже превратился в архаизм. Потому что официально профессионально-технических училищ у нас уже нет. Сегодня существуют ПУ – профессиональные училища и ПЛ – профессиональные лицеи. Однако еще не скоро из нашего общественного сознания исчезнет такая привычная аббревиатура – ПТУ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938 42 63 (Москва) +7 (812) 467 32 84 (Санкт-Петербург) 8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы)
Если сравнить общее количество бывших ПТУ и суммарное число нынешних ПУ и ПЛ, окажется, что последних стало меньше. Однако количество предлагаемых для освоений профессий существенно увеличилось.
Структура профобразования (без учета высшего)
Структура профобразования (без учета высшего)
Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.
- СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
- НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.
Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.
Как работают гимназии
На сегодняшний день формально гимназии ничем не отличаются от общей среднеобразовательной школы. Тем не менее по собственному желанию некогда элитные учебные заведения чтут свои традиции, пользуются особыми образовательными программами.
При поступлении в гимназию, кроме учеников начальной школы, происходит отбор. Но, в начальную школу, согласно закону, не имеют права брать в результате тестирования. Единственное условие поступления в гимназию в 1 класс – место жительства. В 1- 4 классе этого учебного заведения будут учиться те дети, которые зарегистрированы в том районе, где находится гимназия. А учеников из других частей города могут взять только при условии наличия свободных мест. Конечно, эти правила касаются исключительно государственных гимназий, частные учреждения могут устанавливать правила приема самостоятельно.
Какие особенности учебного процесса
Чаще всего гимназии обучают только в гуманитарном направлении, хотя имеются и исключения. Например, в Калининграде гимназия №1 делает набор в старшие классы по следующим направлениям:
-
естественно-научному;
-
гуманитарному;
-
социально-экономическому;
-
технологическому.
Гимназическое образование более расширенное не за счет увеличения часов, а на фоне дифференциации. Это не значит, что в гуманитарном классе не будет физики, а в математическом – английского языка, ФГОС для всех един. В узконаправленном классе будет даваться минимум всех предметов, которые не относятся к специальным. Получается, что ребята выбирают направленность и по интересующим их предметам получают большие, чем базовые, знания. Этот подход имеет очевидные преимущества, дети углубленно занимаются только теми науками, к которым у них есть природный интерес. После окончания гимназии они поступают в соответствующие ВУЗы.
Дополнительное образование
Обычно в гимназиях на особом уровне находится дополнительное образование. Ребятам предлагают факультативы по специальным предметам, там есть немало спортивных секций, кружков, регулярно проводятся олимпиады, мастер-классы. Они имеют возможность раскрыть свой потенциал, заняться всем, к чему лежит душа.
В некоторый гимназиях, например, в гимназии Фадеева, расположенной в Санкт-Петербурге, действует такая структурная единица, как совет гимназистов, куда входят ученики, педагоги, администрация. На этом совете происходит совместное планирование мероприятий, конкурсов, обсуждаются пожелания учащихся. Словом, дети довольно активно участвуют в жизни гимназии.
Виды гимназий
Гимназии отличаются между собой не только предметным уклоном, но и другими особенностями. В России встречаются следующие типы подобных учебных учреждений:
-
Полного дня Интернаты. Промежуточным вариантом с интернатами являются гимназии полного дня. Там ученики находятся с утра и до позднего вечера, занимаются уроками, отдыхают, обедают, учат домашнее задание, а ночевать едут домой.
-
Билингвальные. Здесь не просто идет речь о преподавании одного-двух иностранных языков, но и ведении на них уроков. В некоторых частных учреждениях преподают педагоги-иностранцы на своем родном языке.
-
Православные. Гимназии с религиозным уклоном преподают не только основные предметы, но и мировую художественную литературу, латынь, русскую словесность, греческий язык, богословие.
Качество образования
Гимназическое образование относится к элитному, оно предъявляет повышенное требование к педагогам, ученикам, программам
Особое внимание в гимназиях уделяется проектной работе. Эти учебные учреждения ориентированы на индивидуальный подход к ученикам, помогают раскрыть свой потенциал, определиться с профориентацией
В целом материально-техническая база гимназий не вызывает нареканий.
Выводы
Для принятия решения, где учиться последние 4 года подростку, следует сопоставить объективные данные образовательных учреждений:
- Программа лицея отличается от школьной. Для углубленного изучения специализированных предметов в учебном распорядке предусмотрено больше часов. Объем домашнего задания по этим дисциплинам превышает школьный.
- По окончании лицея предполагается, что его выпускники будут поступать в высшее учебное заведение, на базе которого организован лицей. Выпускники школ могут продолжить образование в любом вузе или ограничиться средним уровнем.
- Администрация лицея стремится иметь в штате педагогов высшей квалификации. Это необходимо для обеспечения уровня подготовки будущих абитуриентов и повышения рейтинга учебного заведения.
- При обучении в лицее возрастает нагрузка: интеллектуальная, физиологическая, физическая. Возможно, подростку придется раньше вставать, позже ложиться спать. У него будет меньше времени на общение, прогулки на свежем воздухе. У ослабленных детей из-за перенапряжения могут возникнуть проблемы со зрением, желудком. Эмоциональный стресс при смене обстановки накладывается на «трудный» возраст.
Получение образования не должно вредить здоровью подростка.